Интересные ссылки

Детский церебральный паралич Особенности психического развития детей

Детский церебральный паралич.

Развитие детей с ДЦП  характеризуется и нарушениями поведения, которые   встречаются   доста­точно  часто. Нарушения  поведения  имеются  не  у  всех  больных.   Дети  с сохранным ин­теллектом имеют нарушения поведения     реже,  чем умственно отсталые; в том числе    больные  со спастическими формами ДЦП — реже,  чем    дети   с  атетоидными   гиперкинезами.

Нарушения поведения могут  быть  в  виде  двигательной  расторможенности,  агрессивности, реакций  протеста. У некоторых детей наблюдаются состояния без­различия, равнодушия, безучастности к окружающим.

При  ДЦП у  детей  возникают и нарушения формирования личности, которые связаны с действием  ряда  факторов (биологических, социальных, психологических). Помимо реакции на осознание детьми своего физического дефекта, неполноценности, имеется социальная депривация (в переводе с англ. языка, deprivation – лишение, утрата) и изнеживающее  воспитание. Физический  недостаток  ребёнка, подростка значительно влияет на его отношение к окружающему миру, на его социальную позицию. Как результат этого,  искажается  и общение с окружающими. У больных ДЦП отмечаются следующие расстройства развития личности: сниженная  мотивация  к деятельности,  фобии (страхи) в связи с передвижением и общением, и, как следствие,  стремление  к сужению круга общения. Причиной этих   расстройств формирования личности  чаще  является  неверный стиль  воспитания  такого  ребёнка  и его  реакция  на  физический недостаток.

У  детей, когда    интеллектуальное развитие достаточное, часто развиваются неуверенность в себе, повышенная  внушаемость, несамостоятельность. Такие дети и подростки   наивны в суждениях, слабо ориентируются в бытовых и практических вопросах жизни. У них форми­руются  иждивенческие установки,  нежелание и, как следствие, неспособность  к самостоятельной  практической  деятельности. В связи с трудностями    в   социальной   адаптации,  у них  формируются  такие    личностные черты, как застенчивость, робость, неумение  постоять  за себя. В то же время, им часто присущи впечатлительность, повышенная  чувствительность,  обидчивость,  замкнутость.

При  недоразвитом  интеллекте личностное развитие детей с ДЦП  характеризуется  сниженным  познавательным интересом, недостаточ­ной критичностью к своему состоянию и поведению. В этих случаях переживания, связанные  с чувством неполноценности, выражены в меньшей степени, но имеют место  слабость воли  и мотивации,   безразличие.

По данным Э. С. Калижнюк, выявляется зависимость между характером неврологических  расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными, характерологи­ческими  особенностями  больных.

Для детей со спастической  диплегией  более характерны склонность к страхам, робость, пассивность. Они с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект.

Для  детей с гиперкинетической  формой  ДЦП  характерны более  выраженная активность, эмоцио­нальность, общительность.  Но   у них недостаточная критика к своему состоянию, они часто переоценивают  собственные возможности.

Подводя итоги серии статей «Психическое развитие детей с ДЦП»,  следует повторить, что психическое развитие детей с ДЦП  характеризуется нарушениями в познавательной деятельности, эмоционально-волевой  сфере  и  в формировании личности. Перед родителями, другими близкими людьми таких детей, специалистами, работающими  с этими детьми,  стоит  за­дача предупреждать и корректировать эти нарушения.  Конкретные  за­дачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть опре­делены   только  после  комплексного обследования.

Вернуться в начало темы "Детский церебральный паралич. Особенности психического развития детей".

24 комментария: Детский церебральный паралич Особенности психического развития детей

Ответить на Александр Отмена ответа

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>