В предыдущей статье мы уже перечислили основные критерии этого расстройства: нарушения внимания, гиперактивность, импульсивность, начало расстройства в возрасте до 7 лет, проявления расстройства отмечаются в течение не менее 6 месяцев и, как минимум, в двух сферах постоянного наблюдения за ребенком. Диагноз устанавливает врач.
Как гиперкинетический синдром проявляется в поведении ребенка?
Расстройство может проявляться еще в период вынашивания беременности, когда мать ощущает его излишнюю подвижность. В грудном возрасте гиперактивный ребенок мало спит, очень чувствителен к любым чувственным раздражителям (шуму, свету, температурным условиям окружающей среды, смене обстановки). Он двигательно чрезмерно активен в период бодрствования и даже сна, сопротивляется пеленанию, эмоционально неустойчив.
В дошкольном возрасте ему трудно сидеть на месте, он постоянно ерзает, суетится, беспокойно двигает руками и ногами, вскакивает с места, начинает бегать или лазать, прыгать. Гиперактивный ребенок всегда находится в движении, он не способен играть тихо, перебивает или пристает к окружающим. Ребенок постарше на короткое время может сдерживать свою двигательную активность, но при этом у него нарастает внутреннее напряжение. Двигательные нарушения характеризуются не только гиперактивностью, но и неспособностью изменять активность в соответствии с ситуацией. Такой ребенок не может сдерживать двигательную активность во время урока в классе и быть более подвижным, собранным и точным на уроке физкультуры.
Расстройства внимания проявляются в следующем: ребенок не в состоянии удерживать внимание на игрушках, занятиях. Ребенок совершает множество ошибок по невнимательности, легко отвлекается на занятиях, самостоятельно неспособен завершить задание. Ребенок «не слушает» взрослого, избегает контакта взглядом. В связи с расстройствами внимания ребенком сложно «управлять», переключить его на другие виды деятельности в зависимости от ситуации.
Импульсивность проявляется в том, что двигательные реакции и поступки неожиданны (внезапная смена деятельности, рывки, скачки, пробежки). Проявляется она и в трудностях, связанных с ожиданием своей очереди в ходе игры и в разговоре, в необдуманных ответах, когда вопрос еще не задан до конца.
Основной чертой импульсивности является неспособность устанавливать причинно-следственные связи, в связи с этим ребенок не может предвидеть последствия своих поступков. Нарушения дисциплины при этом обычно являются непреднамеренными. Гиперактивный ребенок лишен нормальной осторожности и безрассудно смел в опасных ситуациях. Агрессивность является одним из проявлений импульсивности, при этом она отмечается у 75% детей с гиперкинетическим синдромом. Агрессивным может выглядеть энергичное исследование новой для этого ребенка обстановки. В таких ситуациях он сразу же начинает карабкаться куда-нибудь и грубо обращаться с предметами, либо смело и без церемоний заглядывать куда-либо, брать в руки предметы, не спрашивая на то разрешения, и так далее. У таких детей часто, помимо агрессивного, возникает протестное, вызывающее поведение, либо, наоборот, возникает подавленное настроение и тревога.
Гиперкинетический синдром, вернее, его симптомы несколько меняются в зависимости от возраста и уровня развития страдающего этим расстройством человека. Об этом можно узнать, пройдя по ссылке. Обратите внимание: под данной статьей размещена ссылка на статью, "кликнув" на нее, познакомитесь с началом темы.
Если статья является полезной для вас, поделитесь своими отзывами о ней с друзьями! Нажмите на кнопки социальных сетей!
Знаете, у меня сыну ставили такой диагноз, но…он очень быстро все схватывал, если ему было интересно чем-то заниматься, он был способен длительное время этим заниматься, а когда было не интересно, становился рассеянным, отвлекался. Сейчас он взрослый человек, но все делает очень быстро – говорит, двигается, играет на гитаре. Он программист и когда набирает текст на клавиатуре, она “дымится” :). Педагоги стараются таких детей “втиснуть в рамки”, а ребенок от этого страдает.
При гиперкинетическом синдроме детям необходимо особое терпение и понимание педагогов, что в условиях больших групп или классов наших школ и внешкольных учреждений очень проблематично.
К сожалению, гиперактивность действительно сейчас проявляется у многих детей. Либо мне приходится с такими детьми чаще сталкиваться. Профессия обязывает
Ок, наш ребенок под это описание не подходит. Просто он двигательно активен.
Так ясно представила, как же сложно таким детям контактировать с внешним миром!
Как справиться с синдромом?
Мне кажется это черта характера, а не диагноз.
Тимур, о способах преодоления проявлений синдрома можно будет прочесть в следующих статьях этой серии.
Большое спасибо за статью! Желаю успехов во всем!
Спасибо за статью:)
Большая проблема для родителей такого ребенка,требует много знаний терпения и такта в общении с таким малышом.Спасибо за интересную статью
Пожалуйста, Анна!
Беда в том, что сегодня диагноз гиперактивность ставят чуть ли не каждому второму ребенку. А ведь просто нужно уметь повернуть энергию малыша в нужное русло!
Этот диагноз, действительно, ставится достаточно часто. Но, как вы говорите, “просто нужно уметь повернуть энергию малыша в нужное русло” как раз очень сложно (без лечения).
содержание статьи пригодится в будующем
Гиперкинетический синдром , впервые слышу о такой болезни. Чего только нет