Продолжаем решать интересные задачи. Но это алгоритмическая задача. На этот раз используем песочные часы.
Профессор. Предположим, у нас есть двое песочных часов, позволяющих отмерить соответственно 7 и 11 минут. Возможно ли с их помощью отмерить временной интервал в 15 минут? Если да, то как?
Простак. К сожалению, мы не можем отмерить с помощью одних часов половину или какую-нибудь другую часть того интервала, на который они рассчитаны. Поэтому мы можем отмерить только 7, 11 и 7 + 11 = 18 минут.
Зануда. Не только. Кроме того, мы можем отмерить еще и интервал, равный 11 - 7 = 4 минутам. Для этого достаточно запустить двое часов одновременно, и как только весь песок в 7-минутных часах высыпется, в 11-минутных его еще останется на 4 минуты. В этот момент вы можете положить песочные часы набок, чтобы прекратить утечку песка, а затем, когда понадобится, снова поставить их в вертикальное положение. При этом остаток песка на 4 минуты, разумеется, должен находиться в верхней полуколбе часов.
Простак. Но этот 4-минутный остаток песка находится в 11-минутных часах. Следовательно, мы не сможем сначала отмерить 11 минут и вслед за этим еще 4 минуты, чтобы в сумме получилось 15.
Зануда. Значит необходимо "перенести" этот 4-минутный остаток в 7-минутные часы.
Простак. А как это сделать?
Зануда. Просто запустить 7-минутные песочные часы заново, когда в 11-минутных часах в верхней колбе останется песка на 4 минуты. Как только весь песок в 11-минутных часах окажется в нижней полуколбе, в 7-минутных часах внизу будет песка ровно на 4 минуты. Можете положить эти часы набок, чтобы сохранить их состояние до нужного момента. Теперь все готово к тому, чтобы отмерить 15 минут. Для этого следует сначала запустить 11-минутные часы, а после, когда весь их песок окажется внизу, привести в действие 7-минутные песочные часы с остатком песка в верхней полуколбе на 4 минуты. Вот и все!
Профессор. Отлично! Теперь я знаю, что вам не составит ocoбого труда отмерить 10 минут. Попробуйте на досуге разработать соответствующий алгоритм.
Статья подготовлена по материалам книги Вадима Дунаева «Занимательная математика. Множества и отношения». И еще одна алгоритмическая задача! Читайте ЗДЕСЬ! До встречи!
Люблю подобные задачки на логику, головоломки. Спасибо большое за разминки для мозгов!
Пожалуйста!
Полезные головоломки для тренировки мозгов.
Хорошие задачки для ускорения мысли, а то с годами мозги того и гляди заржавеют.
Н-да, чего то во втором часу ночи голова совсем не варит, а ведь все должно быть очень просто…
Неплохо) Но лучше, когда решение приводится попозже, чтобы не было соблазна в него сразу заглянуть)
Хорошая разминка для мозгов.
Ух, как я люблю такие головоломки!))) А еще есть очень интересные химические и физические эксперименты))) Весело познавать науку и учиться логически мыслить – это здорово!
Уффф…что-то у меня с логикой, наверное не то… но я бы вряд ли решила эту задачу
Оксана! Желательно сначала все же самой предпринять попытку решить задачу. А потом просто прочесть объяснение.
Увлекательные головоломки! Они способствуют развитию логического мышления, и вырабатывают терпение! Спасибо!
Хорошая задачка.Я бы не додумалась положить часы набок!
Да, Игорь! Поэтому их (статьи) я и разместила в рубрике: Развиваем мышление.