Развитие детей с ДЦП характеризуется и нарушениями поведения, которые встречаются достаточно часто. Нарушения поведения имеются не у всех больных. Дети с сохранным интеллектом имеют нарушения поведения реже, чем умственно отсталые; в том числе больные со спастическими формами ДЦП — реже, чем дети с атетоидными гиперкинезами.
Нарушения поведения могут быть в виде двигательной расторможенности, агрессивности, реакций протеста. У некоторых детей наблюдаются состояния безразличия, равнодушия, безучастности к окружающим.
При ДЦП у детей возникают и нарушения формирования личности, которые связаны с действием ряда факторов (биологических, социальных, психологических). Помимо реакции на осознание детьми своего физического дефекта, неполноценности, имеется социальная депривация (в переводе с англ. языка, deprivation – лишение, утрата) и изнеживающее воспитание. Физический недостаток ребёнка, подростка значительно влияет на его отношение к окружающему миру, на его социальную позицию. Как результат этого, искажается и общение с окружающими. У больных ДЦП отмечаются следующие расстройства развития личности: сниженная мотивация к деятельности, фобии (страхи) в связи с передвижением и общением, и, как следствие, стремление к сужению круга общения. Причиной этих расстройств формирования личности чаще является неверный стиль воспитания такого ребёнка и его реакция на физический недостаток.
У детей, когда интеллектуальное развитие достаточное, часто развиваются неуверенность в себе, повышенная внушаемость, несамостоятельность. Такие дети и подростки наивны в суждениях, слабо ориентируются в бытовых и практических вопросах жизни. У них формируются иждивенческие установки, нежелание и, как следствие, неспособность к самостоятельной практической деятельности. В связи с трудностями в социальной адаптации, у них формируются такие личностные черты, как застенчивость, робость, неумение постоять за себя. В то же время, им часто присущи впечатлительность, повышенная чувствительность, обидчивость, замкнутость.
При недоразвитом интеллекте личностное развитие детей с ДЦП характеризуется сниженным познавательным интересом, недостаточной критичностью к своему состоянию и поведению. В этих случаях переживания, связанные с чувством неполноценности, выражены в меньшей степени, но имеют место слабость воли и мотивации, безразличие.
По данным Э. С. Калижнюк, выявляется зависимость между характером неврологических расстройств (формой ДЦП) и эмоциональными, характерологическими особенностями больных.
Для детей со спастической диплегией более характерны склонность к страхам, робость, пассивность. Они с трудом устанавливают контакт с окружающими, глубоко переживают физический дефект.
Для детей с гиперкинетической формой ДЦП характерны более выраженная активность, эмоциональность, общительность. Но у них недостаточная критика к своему состоянию, они часто переоценивают собственные возможности.
Подводя итоги серии статей «Психическое развитие детей с ДЦП», следует повторить, что психическое развитие детей с ДЦП характеризуется нарушениями в познавательной деятельности, эмоционально-волевой сфере и в формировании личности. Перед родителями, другими близкими людьми таких детей, специалистами, работающими с этими детьми, стоит задача предупреждать и корректировать эти нарушения. Конкретные задачи этой работы в отношении каждого ребенка могут быть определены только после комплексного обследования.
Вернуться в начало темы "Детский церебральный паралич. Особенности психического развития детей".
Как жалко детей. Их воспитывать наверно очень сложно. И помочь им хочется и не знаешь как.
Моя сестра студентка-медицинский психолог работала летом специализированном лагере, где проводится реабилитация таких деток при помощи общения с лошадьми – ипотерапией. Они очень меняются в течение смены, становятся более общительными и самостоятельными.
Да, конечно!
Это очень серьезное заболевание ДЦП, и мне очень жаль таких детишек.
Да, это серьезное заболевание.
для многих людей ваш сайт служит хорошей поддержкой.
Спасибо, Сергей! Я на это надеюсь!
Сложно наверное воспитывать таких детей, даже не представляю себе, как.
Так всегда хочется помочь детям и родителям таких деток с ДЦП. Нужно много терпения и мужества!
При настоящем желании Вы действительно можете помогать и больным детям, и их родителям.
Спасибо за полезную статью.
Правильное психическое развитие детей с ДЦП – это залог их будущей социализации. Но для этого родители должны вложить в работу с ребенком много сил и любви. Очень важную тему развивает Ваш блог. Успехов!
Спасибо! И Вам того же!
не могу спокойно читать вашу тему я считаю что эту пробелему должно решать государство от начало до конца это дети нашей страны и не должны родители оставаться один на один
Светлана! Надо реально смотреть на происходящее вокруг.
Тяжелая болезнь. Спасибо Вам, что поднимаете такие сложные темы.
Это конечно очень печально когда существует такая болезнь.
Но с ней нужно бороться и никогда не сдаваться!
Нарушения поведения могут наблюдаться и у детей внешне благополучных? Я имею ввиду такие нарушения, которые должны насторожить родителей.
Интересная статья, спасибо.
Боже, жалко деток. Как же жить с этим то, а они живут!
А мне больше жаль их родителей
Интересная статья. Спасибо
Один из моих преподавателей в универе перенёс это заболевание – сильная личность, академик, умнейший человек, так что многое от воспитания зависит и от самого ребёнка, конечно.
Все написано очень понятно, спасибо возьму на вооружение. Сайт очень понравился.