Рождественские свечи
Продолжая тему волшебных Новогодних праздников, вспомним связанные с ними древние обычаи. Например, какие истоки имеют рождественское полено и рождественские свечи? В чем заключались эти обычаи?
В Европе с давних времен в определенные дни года крестьяне разжигали костры, прыгали через них, или танцевали вокруг них. Своими корнями эти древние обычаи уходят в дохристианскую эпоху. Известно, что в еще восьмом веке христианскими синодами были предприняты попытки их упразднить. Такие костры разжигались весной и в середине лета, а также поздней осенью или зимой, особенно накануне дня Всех Святых, перед Рождеством и в канун двенадцатого дня. На этих кострах довольно часто сжигали чучела людей или инсценировались сожжения живого человека.
Праздник огня зимнего солнцестояния в христианском мире, по-видимому, продолжал существовать в виде древнего обычая святочного полена, или чурбана. Этот обычай более всего был распространен в Англии, Франции и у южных славян. Археолог Джон Брэнд (1744 - 1806) доказал, что рождественское полено было тождественно костру летнего солнцестояния, которое разжигалось в связи с холодной и суровой погодой в домах, а не на открытом воздухе.
Ритуал внесения святочного полена торжественно справлялся у южных славян, особенно у сербов. Обычно поленом был чурбан из дуба (или из оливы, бука). Существовало верование, что у хозяев будет такое количество телят, поросят, ягнят и козлят, сколько искр им удастся выбить из горящего чурбана. Некоторые выносили кусок полена в поля, чтобы защитить их от града. В Албании был распространен обычай сжигать перед Рождеством святочное полено, а затем золу разбрасывали по полям для увеличения их плодородия. Перед Рождеством гуцулы (Молдова) зажигали огонь трением кусков дерева, поддерживая его до кануна Крещения.
Была широко распространена вера в то, что остатки святочного полена (при хранении их в течение года) защищают дом от молнии и от пожара.
Предположительно, что, поскольку часто рождественское полено было дубовым, то этот обычай исходит от древнего арийского верования, связывавшего дуб с богом грома. Предки верили в целебные и животворящие свойства золы святочного полена. Считалось, что зола излечивает людей и скот, способствует отелу коров и плодородию земли.
Подобные верования были в Англии, провинциях Франции, особенно в Провансе. Кроме того, люди верили в то, что рождественское полено или рождественская головня может предохранить ноги от обморожения. Рождественское полено клали в очаг перед Рождеством, а затем обгоревшее полено хранили под кроватью. При этом его ежедневно вплоть до кануна Крещения на короткое время помещали в огонь.
В некоторых частях Фландрии и Франции остатки рождественского полена хранились в домах постоянно под кроватью для защиты от грома и молнии. А например, в Перигоре золу и угли хранили для лечения распухших желез. Из уцелевшей от огня части чурбана, местные земледельцы изготавливали клинья для своих плугов, так как приписывали им свойства улучшать рост семян. Женщины хранили куски этого полена до двенадцатой ночи, считая, что у них будет столько цыплят, сколько искр вылетит из обгоревшего полена, если его потрясти. Другие - с целью изгнания паразитов, клали потухшие головешки под постель. В некоторых провинциях Франции существовало поверье, что обгоревшее полено предохраняет дом не только от молнии, но и от колдовства.
В центральной части Германии древний обычай святочного полена сохранялся приблизительно до середины девятнадцатого века. Тяжелый дубовый чурбан (рождественское полено) клали в очаг, где он медленно прогорал. На следующий год клали другое полено в очаг, а остатки старого в виде пепла в течение двенадцати ночей рассеивали по полям. В некоторых деревнях Вестфалии по обычаю вынимали из огня рождественское полено, как только оно слегка обуглится. Его вновь клали в огонь во время грозы, веря, что дом, в котором горит святочное полено, будет спасен от молнии. В других селениях Вестфалии завязывали святочное полено в последний сноп.
Джон Брэнд писал, что в Англии в ночь перед Рождеством люди зажигали свечи необычных размеров, а в огонь клали деревянное полено. Свечи назывались рождественскими свечами, а полено называлось святочной колодой или рождественским чурбаном. Свечи и полено использовались для того, чтобы осветить дом и «превратить ночь в день». Существовал и древний обычай зажигать святочное полено от предшествовавшего полена, остатки которого с этой целью сохранялись на протяжении года. Обитателям дома, где соблюдался этот обычай, дьявол не мог причинить вреда. Также считалось, что в одинаковой степени остатки полена защищают дом и от огня, и от молнии.
А о святочных гаданиях прочтете ЗДЕСЬ! До новых встреч!
Чтобы получать новые статьи, заполните размещенную ниже форму подписки, а затем активируйте подписку через письмо, которое получите на указанный Вами электронный адрес!
Статья подготовлена по материалам книги Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь».
Спасибо, Светлана, за такой полный рассказ! Французы бы сказали- “браво!”, потому как у них я и то не много нашла столько информации в одном месте!
И тебе, Светлана, спасибо!
Светлана, Вы, как всегда, порадовали новыми знаниями, что очень приятно!
Прочитала с удовольствием, расширила кругозор.
Очень интересная информация! Никогда не слышал о рождественском полене и ему сопутствующих обычаях. Спасибо!
Пожалуйста, Юрий! Рада, что информация в статье была новой для Вас.
Ничего не знала про рождественское полено.
Интересно, не знала про многие обычаи. Хорошо, что они есть…
Рада, что Вы с интересом прочли статью, Марина!