Интересные ссылки

Рождественское полено

Рождественское полено

Рождественские свечи

Продолжая  тему волшебных Новогодних праздников, вспомним связанные с ними древние обычаи. Например, какие истоки имеют рождественское полено и рождественские свечи? В чем заключались эти обычаи?

В Европе с давних времен в определенные дни года крестьяне разжигали костры, прыгали через них, или танцевали вокруг них. Своими корнями эти  древние обычаи уходят в дохристианскую эпоху. Известно, что в  еще восьмом веке христианскими синодами были предприняты попытки  их упразднить. Такие костры разжигались весной  и в середине лета, а также поздней осенью или зимой, особен­но накануне дня Всех Святых, перед Рождеством и в канун две­надцатого дня. На этих кострах довольно часто сжигали чучела людей или инсценировались сожжения живого человека.

Праздник огня зимнего солнцестояния в хрис­тианском мире, по-ви­димому, продолжал существовать в виде древнего обычая святочного полена, или чурбана. Этот обычай более всего был распространен в Англии, Франции и у южных славян. Археолог Джон Брэнд (1744 - 1806) доказал, что рождественское полено было тождественно костру летнего солнцестояния, которое разжигалось в связи с  холодной и суровой погодой в домах, а не на открытом воздухе.

Ритуал внесения святочного полена торжественно справлялся у юж­ных славян, особенно у сербов. Обычно поленом был чурбан из дуба (или из оливы, бука). Существовало верование, что у хозяев будет такое количество телят, поросят, ягнят и козлят, сколько искр им удастся выбить из горящего чурбана. Некоторые выносили кусок полена в поля, чтобы защитить их от града. В Ал­бании был распространен обычай сжигать перед Рождеством святочное полено, а затем золу разбрасывали по полям  для увеличения их плодородия. Перед Рождеством гуцулы (Молдова) зажи­гали огонь трением кусков дерева, поддерживая его до кануна Кре­щения.

Была широко распространена вера в то, что остатки святочного полена  (при хранении их в течение года) защищают дом от молнии и от пожара.

Предположительно, что, поскольку часто рождественское полено было дубовым, то этот обычай исходит от древнего арийского верования, связывавшего дуб с богом грома. Предки верили в целебные и животворящие свой­ства золы святочного полена. Считалось, что зола излечивает  людей и скот, способствует отелу коров и плодородию зем­ли.

Подобные верования были в Англии, провинциях Франции, особенно в Провансе. Кроме того, люди верили в то, что рождест­венское полено или рождественская головня  может предохра­нить ноги от обморожения. Рождественское полено клали в очаг перед Рождеством, а затем обгоревшее полено хранили под кроватью. При этом его ежедневно вплоть до кануна Крещения на короткое время  помещали в огонь.

В некоторых частях Фландрии и Франции остатки рождественского полена хранились в домах  постоянно под кроватью для защиты от грома и молнии. А например,  в Перигоре золу и угли хранили для лечения распухших желез. Из уцелевшей от огня части чурбана, местные земледельцы изготавливали­ клинья для своих плугов, так как приписывали им свойства улучшать рост семян. Женщины хранили куски этого полена до двенадцатой ночи, считая, что у них будет столь­ко цыплят, сколько искр вылетит из обгоревшего полена, если его потряс­ти. Другие - с целью изгнания паразитов, клали потухшие головешки под постель. В некоторых провинциях Франции существовало поверье, что обгоревшее полено предохраняет дом не только от молнии, но и от колдовства.

В центральной части Германии древний обычай святочного полена сохранялся приблизительно до середины девятнадцатого века. Тяжелый дубовый чурбан (рождественское полено) клали в очаг, где он медленно прогорал. На следующий год клали другое  полено в очаг, а остатки старого в виде пепла в течение двенадцати ночей рассеивали по полям. В некоторых деревнях Вестфалии по обычаю вынимали из огня рождественское полено, как только оно слегка обуг­лится. Его вновь клали в огонь во время грозы, веря, что дом, в котором горит святочное полено, будет спасен от молнии. В других селениях Вестфалии за­вязывали святочное полено в последний сноп.

Джон Брэнд писал, что  в Англии в ночь перед Рождеством люди зажигали свечи необычных размеров, а в огонь клали деревянное полено. Свечи назывались рождественскими свечами, а полено называлось святочной колодой или рождественским чурбаном. Свечи и полено использовались для того, чтобы осветить дом и «превратить ночь в день». Существовал  и древний обычай зажигать святочное полено от предшествовавшего полена, остатки которого с этой целью сохранялись на протяжении года. Обита­телям дома, где соблюдался этот обычай, дьявол не мог причинить  вреда. Также считалось, что в одинаковой степени остатки полена защищают дом и от огня, и от молнии.

А о святочных гаданиях прочтете ЗДЕСЬ! До новых встреч!

Чтобы получать новые статьи, заполните размещенную ниже форму подписки, а затем активируйте подписку через письмо, которое получите на указанный Вами электронный адрес!




Статья подготовлена по материалам книги Джеймса Джорджа Фрэзера «Золотая ветвь».