Интересные ссылки

Святая неделя

Святая неделя.

Святая неделяпраздничный период от Пасхи до Фомина воскресенья, в народной традиции называется светлой, славной, великоденской, великой, радостной.

Святая неделя считалась началом обновления жизни, весеннего возрождения. В дни Святой недели в старину не позволялось работать. В обеих столицах России в дни Великой недели для простого народа устраивались разнообразные увеселения: качели, карусели, представления комедиантов в балаганах и другие зрелища. Со Светлой недели начинались городские и сельские гуляния, разыгрывание хороводов, окликание весны, занятия всевозможными играми. В городах, селах слышался праздничный колокольный звон.

В дни праздника ездили друг к другу в гости, угощались скоромной едой. Но великого разгула с характерными для дней престольных праздников драками не было. В деревнях развлекались разными играми: бились и катали с каточков крашеные яйца (крашенки), девушки и молодые парни водили хороводы и качались на качелях.

Яйцо от первого христосования считалось «наисвященнейшим», его хранили в течение целого года до нового христосования. Простолюдины верили, что с этим яйцом во время заутрени первого дня праздника можно узнать колдуна, который повернется спиной к алтарю.

Существовало убеждение, что в Светлое воскресенье солнце играет на небе. Поселяне выходили смотреть на «играние солнца». Мужчины всходили на колокольни, а женщины и дети наблюдали появление солнца с пригорков и крыш домов. Появление солнца на чистом небе, по существовавшим поверьям, предвещало хорошие лето и урожай, а также счастливые свадьбы. Старушки при появлении солнца особым способом умывались, надеясь разбогатеть и помолодеть, а старики в это же время расчесывали свои волосы, причитая: «Сколько в голове волосков, столько было бы и внучат».

Поминальными днями были первый (а в некоторых местах - второй) день Пасхальной недели. Считалось, что в это время души усопших на время возвращаются на землю, чтобы порадоваться празднику вместе с живыми. В эти дни ходили на кладбища «похристосоваться со своими», приглашать к праздничному застолью души умерших родственников.

В понедельник крестники ходили в гости с гостинцами к крестным родителям, а внуки к бабушкам. Такие же гостинцы (пироги и крашеные яйца) им давали и в гостях.

Во вторник утром народ исправлял купалище. Обливали холодной водой проспавших заутреню. В связи с множеством неблагополучных исходов этих забав в 1721 году указом Правительствующего Синода этот обычай был запрещен.

Царь Иван Грозный разрешал народу пировать в кабаках на Святой неделе. В уставной Пермской грамоте от 1555 года во время Пасхальной недели народу было позволено «варить питья и пить их». На прощеный день (в пятницу) в Тульской губернии тесть и теща приглашали родных зятя на молодое пиво.

Суббота была разгаром веселья молодежи и именовалась хороводницей. В некоторых сибирских деревнях в этот день ходили «прощаться с колоколами», так как в субботу вечером колокольный пасхальный звон прекращался.

На Украине и в Белоруссии на Светлой неделе пели так называемые великоденные песни. Ватагою, которая называлась волочебником, ходили по домам ночью и пели песни хором. Тот, кто запевал и руководил хором, назывался починальником. Обычно первая песня была обращением к хозяину и хозяйке. В ней прославлялось домашнее благоустройство, зажиточность, благочестие и порядок в доме.

В Белоруссии, в Болгарии на Светлой неделе зарывали в землю кости теленка, освященного на Пасху, тем самым надеялись предохранить засеянные хлеба от града.

Особенностей Святой недели в разных губерниях России существовало много. Святая неделя для всех мест России была неделей праздничного общения, угощений, игр, хороводов и множества других увеселений.

Узнать много интересного о праздновании Пасхи можно здесь.

А о Масленице обязательно прочтите здесь! Это интересно! До встречи!

Для получения новых статей заполните форму подписки!