Интересные ссылки

Детский церебральный паралич Особенности психического развития детей

ДЦП

Детский  церебральный  паралич.

Детский церебральный паралич в своей основе имеет органическое поражение головного мозга (то есть поражение на уровне клеток, ткани мозга). При  ДЦП отсутствует гармония в деятельности систем восприятия. Это затрудняет интеллектуальную деятельность людей, страдающих  ДЦП.

Примерно у 25 %  детей, то есть у каждого четвертого страдающего ДЦП,  выявляются  аномалии зрения. Они имеют расстройства зрительного  восприятия, связанные  с  нарушением фиксации взора и плавности  прослеживания за внешними объектами. Расстройства зрительного  восприятия, могут быть связаны и  с сужением  полей зрения, снижением остроты зрения. Встречается опущение верхнего века (птоз), косоглазие, двоение в глазах. Двигательные расстройства мешают развитию зрительно-моторной координации. Указанные особенности зрительного  анализатора  приводят  к  неполному и даже иногда к  искаженному  восприятию объектов и явлений  внешнего мира.

При  ДЦП  имеются расстройства слухового анализатора. Так в 20 —25% случаев, то есть у каждого 4 - 5 больного, наблюдается  снижение остроты слуха, особенно при гиперкинетической форме. Эта форма ДЦП  характеризуется  снижением  слуха  на  высокочастотные  тона, но при этом сохранено восприятие низкочастотных звуков.

Так как детский церебральный паралич довольно часто сопровождается нарушением звуковосприятия, в таких случаях имеют место специфичные нарушения  звукопроизношения. Ребенок,  не  слышащий  звуков высокой  частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется и в их произношении. Он в своей речи пропускает высокочастотные звуки или заменяет их другими.  Многие  дети  имеют расстройства фонематического восприятия  с нарушением  различения близких  по звучанию звуков (ва-фа, ба-па). В этих случаях  есть трудности  при обучении детей чтению, письму. При  письме  под диктовку  дети, страдающие ДЦП,   делают много  ошибок. Если  нет  снижения остроты  слуха,  возможна  недостаточность слухового  восприятия  и слуховой  памяти. Встречается повышенная  чувствительность больных ДЦП к звуковым  раздражителям (при любом неожиданном  звуке дети  вздрагивают, мигают),  но при этом, дифференцированное восприятие  звуковых  раздражителей  у  них  недостаточно.

Все  формы   ДЦП характеризуются выраженной задержкой и нарушением развития у больных кинестетического  анализатора (тактильного  и мышечно-суставного чувства). Без зрительного контроля больным детям сложно определить положение и направление движений пальцев  рук. Их движения  рук при ощупывании часто слабые. Поэтому затруднено осязание и узнавание предметов на  ощупь. У многих  детей  выявляется  астереогноз (невозможность, или нарушение  узнавания  предмета  на  ощупь (без зрительного контроля). Таким образом, при  ДЦП нарушено  действенное  познание, то есть познание окружающего мира через действие.

Продолжение темы здесь.