Интересные ссылки

Детский церебральный паралич Особенности психического развития детей

ДЦП

Детский церебральный паралич.

Если в семье есть больные детским церебральным параличом это испытание для всей семьи в целом. Столкнувшись с фактом болезни ребенка, родители предпринимают массу усилий для его лечения. Со временем близкие больного ДЦП узнают, что, помимо неврологических расстройств, больные ДЦП имеют  и психические расстройства.

В первых частях темы (их можно просмотреть здесь и здесь) мы начали разбирать особенности психического развития детей, страдающих ДЦП. Продолжим.

Расстройства восприятия у детей связаны с недо­статочностью зрительного, слухового, кинестетического воспри­ятия  и совместной их деятельности. В норме у  ребенка  кинестетическое восприятие развивается  постепенно. Прикасание ребенка к  различным  частям  своего тела  под контролем  зрения  развивает   восприятие  собственного тела, давая  возможность предста­вить себя как единое целое. Затем развивается пространственная ориентация. При ДЦП у детей из-за двига­тельных  расстройств  восприятие как себя  («образ себя»), так  и  внешнего окружения - нарушено.

Недостаточность формирования высших корковых функций (анализ, синтез, прогнозирование и т.д.) является  частью нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще нарушены отдельные  корковые  функции. Недостаточно развиты пространственные и временные представления.

Как уже отмечалось раньше, при ДЦП у детей имеются нарушения схемы тела. У них  позже, чем у здоровых детей, формируется  представление о частях тела, лица, о веду­щей руке.  Они  с  трудом определяют их  как у себя, так и у других людей. Затруднено понимание разных сторон тела (правой и левой). Такие пространственные  понятия, как: сзади, спереди, между, внизу, вверху - усваиваются  с значительными усилиями. Дети  с  трудом  понимают пространственные понятия. Такие понятия, как: близко, далеко, дальше, чем  - заменяются  ими  определениями: там, тут. Также они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (около, под, над). Дошкольники, страдающие ДЦП, с трудом усваивают понятия величины, нечетко воспринимают  форму  предметов.

Часть детей недостаточно правильно воспринимают пространствен­ные взаимоотношения. Поскольку у  них  нарушено   целостное восприятие предметов, то они  не  могут сложить из частей целое, выполнить конструирование  по образцу. При наличии оптико-пространственных нарушений, детям трудно  копировать  геометричес­кие  фигуры,  рисовать,  писать. Многие больные ДЦП  имеют  нарушения в сфере мышления. У одних  детей  развиваются  преимущественно наглядные  формы  мышления. У других детей с ДЦП лучше  развито  сло­весно-логическое мышление, но больше стра­дает наглядно-действенное.

Продолжение темы здесь.