Интересные ссылки

Детский церебральный паралич Особенности психического развития детей

Детский церебральный паралич.

Детский  церебральный  паралич.

Продолжая  эту нелегкую  тему, рассмотрим особенности психического развития детей, страдающих этим заболеванием (симптомы ДЦП  в психической  сфере). Это даст возможность  понять своеобразие  таких детей и, соответственно, адекватно им  помогать  в преодолении проявлений заболевания.

Для  детей  с ДЦП характерны отклонения  в  психическом  развитии. Сложный механизм  этих расстройств зависит от    времени, степени  и  локализации поражения головного мозга. В связи с серьезностью проблемы  психических  расстройств  у  детей,  страдающих ДЦП, этой теме посвящено  большое  количество  научных  работ.

Созревание психической  деятельности детей с ДЦП значительно задерживается. При этом проявляются различные  нарушения психической деятельности,  в первую очередь, в сфере познания. Детский церебральный паралич имеет такую особенность, что нет четкой прямой зависимости между степенью выраженности двигательных и психических расстройств. Так, тяжелые двигательные расстройства  могут  сочетаться  с  легкой задержкой психического развития. И, наоборот, остаточные  явления  ДЦП (относительно легкие симптомы ДЦП  в неврологическом состоянии), могут сопровождаться тяжелым  нарушением отдельных психических функций или психики ребенка в целом.

Для  детей  характерно  своеобразное  психическое развитие, связанное с ранним органическим поражением головного мозга и, как следствие, -  с различными  двигательными,  речевыми  и  сенсорными  расстройствами.  Существенную роль в формировании  нарушений  психического  развития имеют ограничения  деятельности и  контактов с людьми, а  также условия  воспитания   и  обучения  (возникающие в связи с заболеванием).

При ДЦП нарушено формирование не только познавательной деятельности ребенка, но и  его сферы  эмоций,  воли  и  личности.

Расстройства  в познавательной деятельности при ДЦП имеют ряд особенностей, характерных для  всех де­тей, страдающих детским церебральным параличом. Эти особенности следующие:

1) дисгармоничный, неравномерный характер нарушений от­дельных психических функций. Это связано с мозаич­ным (разрозненным, фрагментарным) характером поражения   мозга  на  ранних  стадиях  его  развития;

2) выраженность  астенических  проявлений — нарушения внимания, запоминания, удержания информации в памяти и оперативного извлечения ее (информации из памяти), повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, что также связано с органическим  поражением  ЦНС;

3) небольшой  запас  представлений  и  знаний  об окружающем  мире. Дети с ДЦП не знают многих понятий об окружающем  мире и социальной сфере, часто  имеют представления  лишь  о  том,  что  было  в  их  практике.

Это  связано с такими  причинами, как:

- вынужденная  изоляция,  ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми (так как  длительно обездвижены или имеют трудности в   передвижении);

- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, которые связаны  с дви­гательными  и сенсорными  нарушениями..

При ДЦП отмечается нарушение гармоничной работы различных анализаторных систем. Патология сенсорных систем (зрения, слуха, мышечно-суставного чувства) существенно сказывается на целостности восприятия, ограничивает  объем поступления информации и, как следствие, затрудняет интеллектуальную деятельность  детей  с  церебральным  параличом.

Мы рассмотрели основные особенности психического развития детей, страдающих  ДЦП.

Продолжение темы.