Для психического развития детей, страдающих детским церебральным параличом, характерны выраженные проявления поражения мозга (в виде «органического радикала») — замедленность, быстрая истощаемость психических процессов; у таких детей имеются трудности в переключении на другие виды деятельности. Кроме того, страдающие ДЦП имеют расстройства психической сферы в виде недостаточной концентрации внимания, замедленного восприятия, снижения объема механической памяти и способности к настойчивой целенаправленной деятельности. У них иногда возникает двигательная расторможенность.
Больные ДЦП дети зачастую отличаются низкой познавательной активностью. Это проявляется в их пониженном интересе к занятиям, плохой сосредоточенности, медлительности и некоторой инертности психических процессов. Их невысокая умственная работоспособность частично обусловлена быстро наступающим утомлением при интеллектуальной деятельности. У детей усталость сопровождается вегето - сосудистыми проявлениями – побледнением или покраснением кожи, обильным потоотделением, учащением сердцебиения. Наиболее ярко повышенная утомляемость проявляется в период учебы в школе, так как именно в этот период возрастают интеллектуальные нагрузки.
По состоянию интеллекта дети, больные ДЦП, представляют собой неоднородную группу. Одни из них имеют нормальный или близкий к норме интеллект, у других детей - имеется задержка психического развития, а у третьей части детей наблюдается умственная отсталость. Дети с гармоничным психическим развитием (в частности, интеллектуальным) встречаются относительно редко. Главным расстройством познавательной деятельности является задержка психического развития, сопряженная с ранним органическим поражением мозга и с условиями жизни.
Задержка развития в психической сфере чаще всего характеризуется положительной динамикой в умственном развитии детей (при условии активной целенаправленной работы с ними взрослых). Дети активно пользуются помощью взрослых при обучении, но замедленно усваивают новый материал. Адекватная коррекционно-педагогическая работа часто помогает детям, страдающим ДЦП, догнать в умственном развитии своих сверстников.
У детей с умственной отсталостью, в первую очередь, обращает на себя внимание недостаточность познавательных функций, абстрактно-логического мышления. Тяжелая степень умственной отсталости преобладает при двойной гемиплегии и атонически-астатической формах ДЦП.
Тяжелые расстройства двигательной сферы, нарушения речи у детей могут затушевывать их потенциальные возможности. Поэтому в первые годы жизни ребенка с детским церебральным параличом важно осторожно оценивать тяжесть расстройств психической сферы.
Продолжение темы здесь.
В нашей работе часто приходится встречаться с детьми с ДЦП. Особую трудность составляет общение с родителями детей, которые ждут от специалиста невозможного. Врачи-психиатры не дают родителям достоверной информации об интеллектуальных возможностях ребенка. Родители ждут чуда. Некоторые ничего сами не делают, но от специалиста требуют невозможного. А некоторые сами мучаются и специалиста доводят до полного выгорания. Спасибо за Вашу статью, которая полно характеризует различные варианты проявления ДЦП у детей с различным уровнем интеллектуального развития.
Хочу немного пояснить. Психиатры не дают родителям гарантий о перспективах интеллектуального развития ребенка. Все случаи индивидуальны. Хотя, конечно, общие закономерности при различной патологии есть. Родители должны понимать, что кроме усилий специалистов, залогом успеха являются действия самих родителей!
Общаться с такими детишками очень интересно, потом задумываешься о своей значимости.
О размышлениях о своей значимости после общения с больными детьми – возможно для кого-то это так и есть. На мой взгляд, это не совсем так. Значимо общение. А если с детьми работает профессионал, то значима и его профессиональная помощь.
Хорошая статья. Спасибо!
Благодарю за информацию! Желаю удачи!
Спасибо! Удачи и Вам!
Страшная болезнь – здоровья всем!
Так хочется чтобы таким детям можно было эффективно помочь. Наверняка есть способ!
Помочь можно в разной степени и разными способами. Один из них доступен всем: общаться с ними.
Мне, наверное, в этом плане повезло. Две мои приятельницы, к сожалению, имеют детей с ДЦП. Обе девочки обладают интеллектом намного выше среднего, очень любознательны и общительны, легко (играючи) усваивают новую информацию. Проблемы только с двигательной активностью. Но мамы воспитали в них отсутствие комплексов, связанных с болезнью.
Одной девочке уже 27. Она в свое время легко выиграла конкурс и на год уехала в Америку учиться (одна). Другой – 16. Прекрасный музыкант и художник. Очень хорошо разбирается в компьютерах.
Правда, обе мамы приложили титанические усилия для развития и лечения своих дочек.
Спасибо, Елена, за содержательный и эмоциональный комментарий!
Жалко таких детей.
Очень жаль таких детей.
Чем можем мы помочь таким детям? Конечно своим состраданием, и любовью. Мне жалко таких людей, за что они так терпят…