Непосредственность, подвижность, увлеченность играми, неиссякаемый запас энергии, любознательность с бесконечными вопросами, обращенными к взрослым на самые невероятные темы, - все это присуще замечательному периоду жизни человека – детству.
Но довольно часто родители и другие взрослые, находящиеся рядом с маленьким непоседой, со временем замечают, что ребенок - это гиперактивный ребенок и сильно отличается от других детей: неуемный, слишком шумен, капризен, даже агрессивен, не может длительно удерживать внимание на игрушках, занятиях, «не слушает» взрослых и так далее. Это вызывает обеспокоенность родителей. Они обращаются за консультацией к врачам, психологам. Что делать, если у ребенка выявлен гиперкинетический синдром?
Разберем все по порядку. Что это за расстройство, как часто встречается, в чем оно выражается, каковы причины, и, наконец, что делать?
Гиперкинетический синдром — расстройство, характеризующееся нарушением внимания, двигательной гиперактивностью и импульсивностью поведения.
Этот термин имеет синонимы, например, "синдром дефицита внимания", "гиперактивное расстройство", "дефицит внимания с гиперактивностью". Согласно действующей в настоящее время Международной классификации болезней (МКБ-10), этот синдром относится к поведенческим и эмоциональным расстройствам, начинающимся обычно в детском возрасте.
Уровень распространенности среди детей по данным разных авторов колеблется и составляет среди детей дошкольного возраста 1,5 – 2%, школьного возраста 2 – 20%. Причем, у мальчиков гиперкинетический синдром встречается значительно чаще, чем у девочек (соотношение м:д составляет 4—9:1). Реальный уровень распространенности этого расстройства выше, так как вышеуказанные цифры отражают лишь статистику по состоянию здоровья детей, которые оказались в поле зрения психиатров, неврологов, то есть были обследованы.
Гиперкинетические расстройства возникают в раннем детстве (до 5 лет), но в силу ряда причин диагноз устанавливается позже. Если ребенок - гиперактивный ребенок, то ему характерны: 1) стойкое сочетание невнимательности и легкой отвлекаемости, 2) импульсивность поведения и эмоций, 3) гиперактивность, непоседливость. Эти симптомы выражены в большей степени, чем у других детей, находящихся на том же уровне развития. Причем, перечисленные симптомы вызывают проблемы не менее, чем в двух сферах деятельности (взаимоотношения с членами семьи, взаимоотношения со сверстниками, школа, работа, регуляция настроения, самооценка) и имеют место на протяжении не менее 6 месяцев.
Разумеется, постановка диагноза – это сфера профессиональной деятельности врача. Но родители, обладающие солидным запасом знаний, могут довольно рано увидеть признаки расстройства у ребенка и своевременно обратиться за квалифицированной помощью, чтобы предотвратить негативные последствия расстройства.
В следующей статье продолжим разбирать гиперкинетический синдром, особенности психической деятельности гиперактивного ребенка. Продолжение статьи найдете здесь.
Понравилась статья? Поделитесь впечатлениями о ней с друзьями и знакомыми! Кликните на кнопочки социальных сетей!
У меня дочка такая, только есть небольшое отличие – они все прекрасно запоминает, да еще в таком бешеном ритме. Да устаем с женой, но это ребенок. который хочет познать мир и жить по его правилам или наоборот протестуя им. И мы с супругой всячески помогаем нашей дочери. Спасибо за интересную статью!
Всеволод! Загляните, пожалуйста, на свой эл. адрес. По поводу Вашего комментария Вам отправлены рекомендации.
В классе действительно трудно с такими детьми. А если их не один, а несколько? Нужен индивидуальный подход. А как успеть за 45 минут урока?
Вы правы. Нужен индивидуальный подход.
А этот синдром ничего общего не имеет с ранним развитием ребенка? Например, если ребенок в 1,5 года говорит почти все слова, произносит букву “р”, оч. хорошо запоминает и быстро соображает, но внимания его хватает на короткое время – при чтении книжки он удерживает внимание буквально на 5 минут, и при этом он постоянно активный.
Людмила, симптомы гиперкинетического синдрома более подробно раскрыты в Ч 2 этой серии статей.
Родителям таких гиперактивных ребятишек надо пожелать больше терпения и внимания к своим чадам!
И неустанных усилий в их оздоровлении.
Интересная статья.Спасибо за полезную информацию.
Светлана, у Вас красивый блог! Заходите ко мне за наградой!
Гиперкинетический синдром характерен только детям? Я в себе нахожу характерные черты этого синдрома.
Людмила, этот синдром характерен не только для детей. Продолжение читайте в следующих статьях этой серии!
Здорово:)
Непонятно что?
наш ребенок гиперактивный, но в то же время очень внимательный, смышленый, все схватывает на лету. Дефицита внимания у него со стороны родителей тоже нет
Рекомендую внимательно читать текст, чтобы не делать поспешных выводов.
Да слышал о таком ..и вроде даже не такая уж редкая болезнь или как её там
Оказывается, причиной возникновения этого синдрома является нехватка внимания.
Алексей, в этой статье о причинах не говорится. О них читайте в следующих статьях. А расстройства внимания имеются у страдающих гиперкинетическим синдромом.
Спасибо за статью! Желаю удачи!
Очень трудно с такими детьми в школе. Они просто выматывают учителя, отвлекая других учеников. Гиперактивному ребенку и 10 минут сложно сидеть на одном месте, а 45 минут минут урока, тем более не под силу.
Сейчас такое расстройство уже принимают во внимание. а раньше считали элементарной невоспитанностью – и ребёнок и родители страдали ещё больше. Сейчас выписывают успокаивающие на сколько я знаю, но причину расстройства я так и не поняла в статье. Спасибо за информацию, она помогает лучше знать и обращать во время внимание на отклонение в психике ребёнка.
Серия статей на эту тему еще не завершена. Продолжение следует.
Очень интересная статья,у меня почти такая была в детстве племяница,не знали что с ней делать.Спасибо за статью,таких детей много ,кому то она пригодиться
Спасибо, Анна! Цель подготовки статьи и заключается в том, чтобы она (статья) была полезна людям.
Гиперактивные дети в классе – это головная боль учителя. Они осложняют работу с классом на уроке, поэтому часто таких детей выводят на домашнее обучение. И это неправильно. С гиперактивными детьми можно и нужно работать.
Верно, Наталья!
Что делать, если у ребенка выявлен гиперкинетический синдром?
Просто ЛЮБИТЬ. Ведь это ребенок, наш ребенок.